Украинцы

Закон о Госбюджете 2016 еще раз подтвердил, что его единственной целью и единственным приоритетом стало стремление правительства свести финансовые концы с концами за счет населения и бизнеса.

Бюджет 2016
Из открытых источников

Принятый ранним утром 25 декабря  Закон о Госбюджете 2016 еще раз подтвердил, что его единственной целью и единственным приоритетом стало стремление правительства свести финансовые концы с концами за счет населения и бизнеса. Ради единственной цели, которая незаметно превратилась в самоцель – получения очередного транша МВФ. Все понимают важность для Украины международной поддержки, однако как же быть с восстановлением экономики и выживанием людей в этой сложной ситуации? Вот здесь будут большие проблемы.

Бюджет 2016 построен на идее рекордных темпов снижения бюджетного дефицита, который должен быть уменьшен с 7,3% до 3,9% ВВП. Темпы сокращения бюджетного дефицита, предложенные МВФ Украине, выше, чем в реструктуризационном плане для  Греции. В других странах (Португалия, Испания, Латвия)  фискальная консолидация занимала 3-5 лет. Риски высоких темпов бюджетной консолидации во время кризиса известны- стагнация, медленное возвращение к экономическому росту. Почему же Украина готова идти на рекорды в сокращении бюджетных расходов, рискуя своим экономическим будущим?

Бюджет 2016 подрывает внутренний потребительский спрос, который в условиях сложной внешней конъюнктуры и слабых экспортных перспектив, должен был бы стать важным фактором выхода их кризиса. Запланированная индексация социальных стандартов (12%) вряд ли покроет потери от инфляции, которая имеет все шансы быть выше 12%. А накопленный инфляционный груз 2014-15 годов (80% при индексации в 13.2%) покрывать уже никто не собирается.  Вместе с ростом налоговой нагрузки  (рост НДФЛ, ставок налога на недвижимость, сохранения налогообложения работающих пенсионеров) это продолжит тенденцию падения реальных доходов и покупательской способности населения. По информации НБУ, в ноябре 2015 усилилось падение в оптовой и розничной торговле – 11.6% и 17.1% год к году. Это еще один тревожный сигнал о сокращении внутреннего потребительского" спроса, который вместе с новогодними праздниками "переходит" в новый год.

Сокращение социальных расходов  идет по всем статьям: сокращаются расходы на медицину и образование  (с 146 млрд.грн.  до 127 млрд.грн). На фоне социальных сокращений и усиления налогового давления на бизнес возникает вопрос: куда идут средства в условиях жесточайшей бюджетной экономики, которая, по мнению правительства, необходима для предотвращения катастрофы? В связи с этим некоторые показатели Бюджета 2016 вызывают удивление.

Растут расходы на МВД и прокуратуру. На 21% увеличиваются расходы на содержание МВД (не учитывая  14,7 млрд. грн. для Национальной полиции). На 12,7% выросли затраты на Генеральную прокуратуру , хотя авторы нового закона о прокуратуре, который должен был заработать летом 2015 года, обещали значительные сокращения и количества прокуроров, и объемов прокурорской работы (в связи с отказов от функции общего надзора). Невольно зарождается опасения, что Украина стремится стать полицейским государством.

На оборону и безопасность планируется выделить 113,6 млрд. грн., что составляет примерно 5% ВВП (это почти сопоставимо с бюджетами  образования (70,7 млрд. грн.) или здравоохранения (56,5 млрд. грн.). Кроме того,   20% рост расходов на оборону и безопасность, идет без повышения прозрачности их использования.  Недавно Transparency International (TI) определила Украину как государство с "очень высоким риском коррупции в сфере обороны". Никто не сомневается  в необходимости защиты страны. Однако хочется, чтобы средства, которые с таким трудом выделяются на оборону, использовало эффективно и абсолютно прозрачно.

Управленческие расходы растут более высокими темпами, чем социальные стандарты. Например,  смета ВР вырастет на 34,4%, АПУ – на 21% , Секретариата КМУ – на 20,3%.  Расходы на содержание центрального аппарата МЭРТа  увеличиваются на 45,6%, несмотря на то , что министр экономики обещал сократить его  концу 2015 года на 50%. Финансовая поддержка санаторно-курортных учреждений ДУС тоже увеличена почти на 50%. Нашлось 95 млн. грн. на реставрацию  Мариинского дворца . Для сравнения, это на 10 млн/ грн. больше, чем предполагается выделить на все художественные, музыкальные, хореографические школы и внешкольные учреждения (85,3 млн. грн.).

Есть над чем поработать в бюджете депутатам в следующем году. Надо еще раз посмотреть, какая экономия может помочь  восстановить экономический рост, а какая может быть для него опасна. Надо  заложить в бюджет приоритеты развития. И  любую экономию должно почувствовать  на себе не только население, но и  власть.

Ирина Сысоенко

Редакция может не соглашаться с мнением автора

Теги:
Комментариев: 0