Boeing MH17: пять лет со дня катастрофы малазийского лайнера в небе над Донбассом

Сегодня исполняется пять лет со дня гибели в небе над Донбассом малазийского Boeing MH17. Точка в этой трагической истории не поставлена до сих пор. "Союз блогеров Украины" вспоминает, что удалось установить за последние пять лет, и пытается разобраться, почему до сих пор нет однозначного вывода следственной комиссии.

17 июл. 2019,

РБК-Украина

Лето 2014 года выдалось поистине жарким. И речь не только о погоде, хотя знойные солнце буквально высушило донбасские степи. Пять лет назад на востоке Украины разгорелась война. В жестоком противостоянии схлестнулись десятки тысяч человек, использовавших тысячи бронемашин, сотни танков, пушек, гаубиц и миномётов. 

17 июля высоко в небе, на высоте десяти тысяч метров, над сражающимся Донбассом, летел гражданский малазийский Boeing MH17. Примерно в половине пятого в небе над Торезом самолёт потерпел крушение и рухнул на землю. В авиакатасрофе погибли все пассажиры и члены экипажа, всего 298 человек.

Сразу же стороны начали обвинять друг друга в случившемся. Россия заявляла, что то ли украинский штурмовик, то ли украинский "Бук" случайно, то ли нарочно сбил гражданский лайнер над Донбассом. В свою очередь Украина заявляла, что в гибели самолёта виноваты то ли российские военные, то ли пророссийские сепаратисты.

Уже через несколько дней после катастрофы Украина передала Совету по безопасности Нидерландов полномочия по расследования технических обстоятельств гибели лайнера. Стоит отметить, что нидерландский совбез не возлагает уголовную ответственность, поскольку не имеет на то прав, а сугубо определяет технические обстоятельства трагедии. При содействии "ДНР", Совбез Нидерландов получил тела и обломки упавшего Boeing.

Моделирование попадания ракеты в самолёт Being 777. SBU.UA

Спустя год, в октябре 2015 года Совбез опубликовал финальную версию отчёта технического расследования. Было установлено, что самолёт разрушился в воздухе из-за попадания в него большого количества небольших высокоэнергетических объектов, т.е. поражающих элементов ракеты класса "земля-воздух". Исходя из характеров поражения самолётов и жертв катастрофы было установлено, что это была ракета, использующаяся в ЗРК "Бук" различных модификаций.

Установленные данные свидетельствуют, что все прочие версии, кроме версии о "Буке", несостоятельны. Осталось в таком случае установить, что это был за "Бук", откуда он взялся в зоне конфликта и кто его использовал в тот злополучный день.

В том же году Бельгия, Украина, Нидерланды, Малайзия и Австралия объединили усилия в рамках Совместной следственной группы (ССГ или JIT), чтобы провести расследование обстоятельств гибели самолёта. Характерно, что Россию не допустили до прямого участия. В свою очередь и Малайзия сомневаются в качестве работы ССГ. Премьер-министр страны заявлял, что расследование может быть политизировано и направлено не на поиск истины, а на поиск доказательств вины России. Он также сообщал, что малайзийскую сторону не допустили к экспертизе.

24 мая 2018 года Совместная следственная группа выпустила доклад, подтверждавший информацию о том, что за стоящего на вооружении 53-й зенитной ракетной Берлинской бригады. Результаты экспертной комиссии были основаны на анализе технических данных самого «Бука», уникальных отличительных признаках установки, производившей пуск, а также на материалах очевидцев транспортировки ЗРК из Курска к границе с Украиной.

Народная Правда

Следующим этапом расследования стало установление имён четверых человек, которых обвиняют в причастности к катастрофе лайнера.Трое из них — граждане России. Игорь Гиркин, известный как Игорь Стрелков, в 2014 году был одним из лидеров "ДНР". Также подозреваются Сергей Дубинский (позывной Хмурый), возглавлявший разведку "ДНР", и Олег Пулатов (позывные Гюрза, Халиф). Также в список подозреваемых вошел гражданин Украины Леонид Харченко (позывной Крот), который якобы возглавлял разведывательный батальон "ДНР".

Также в начале этого месяца украинские спецслужбы выкрали бывшего начальника противовоздушной обороны "Славянской бригады ДНР" Владимира Цемаха. Которого называют причастным к гибели лайнера.

Тем не менее, до суда по делу Boeing ещё далеко. Первое заседание состоится в Гааге 9 марта следующего года. Пока же дело носит отчётливо политический характер. В частности, представители Малайзии подчеркнули, что до сих пор не увидели прямых доказательств чьей-либо вины. В ходе уголовного процесса в Гааге обвинению придется предъявить таковые — тогда, возможно, и прозвучат не обнародованные ранее сведения, которыми располагает международная следственная группа.

0
не верю