Новый закон о среднем образовании: обучение по индивидуальному плану и разные системы оценивания

Верховная Рада приняла закон "О среднем образовании", который предусматривает педагогическую интернатуру, контракты для директоров и учителей на пенсии, финансовую автономию школ, увеличение зарплат учителей и многое другое

16 янв. 2020,
автор: Волк Анастасия

В четверг, 16 января, на заседании Верховной Рады народные депутаты Украины приняли закон о полном общем среднем образовании.

Документ предусматривает, что полное общее среднее образование получается на следующих уровнях:

начальное образование — первый уровень;

базовое среднее образование — второй уровень;

профильное среднее образование — третий уровень.

«Согласно закону, полное общее среднее образование может получаться по очной (дневной), дистанционной, сетевой, экстерном, семейной (домашней) формам или формой педагогического патронажа, а также по очной (вечерней), заочной формам (на уровнях базового и профильного среднего образования). Профильное среднее образование профессионального направления может получаться по дуальной форме получения образования», - говорится в сообщении информуправления Аппарата парламента.

Документом предусматривается, что языком образования является государственный язык, в то же время закон регулирует вопросы обучения на языках коренных народов и нацменьшинств.

Закон гарантирует зачисление детей в начальную школу без конкурсов, при этом заведение должно быть территориально доступным для детей независимо от их социального статуса или места рождения. Дети на длительном стационарном лечении получат защищенное законом право получать образование в медучреждениях.

Наполняемость классов в государственных и коммунальных школах не может составлять менее 5 учеников, для классов начальной школы предельная наполняемость — 24 ученика, для базовой и профильной школы — 30 учащихся.

Что меняется для учеников:

зачисление в начальную школу без конкурсов;

возможность детям с особыми образовательными потребностями учиться в обычных школах по собственной образовательной траектории;

возможность для всех индивидуальной образовательной траектории;

дополнительные индивидуальные или групповые консультации, которые будут оплачиваться за счет государства;

право выбирать курсы, учебные предметы;

три адаптационных цикла обучения - 1-2 классы, 5-6 классы и 10 класс;

больше прав для ученического самоуправления;

три модели изучения украинского языка в школах.

Что меняется для учителей:

реальная педагогическая автономия учителя, которая состоит в: создании программ, разработке собственной системы оценки и поощрения ученика, повышении квалификации по своему выбору и за счет государства;

больше возможности для роста зарплаты учителя;

педагогическая интернатура для молодого учителя;

больше возможностей для педагогического роста учителей.

За педагогами закрепляются доплаты. В частности, за классное руководство (20−25% к тарифной ставке); проверку работ (10−20%); заведование мастерскими, кабинетами информатики (15−20%); комнатами хранения оружия, стрелковыми тирами, паспортизованными музеями (10−15%); структурными подразделениями учебных заведений (25%); работу в инклюзивных классах или группах (20%); обслуживание компьютерной техники (10−15%); проведения внеклассной работы с учащимися (10−40%).

Что меняется для роителей:

более безопасная среда в школе для детей;

право инициировать проведение внепланового институционального аудита учебного заведения.

Что меняется в управлении школами:

больше возможностей для усиления школ педагогами;

новые подходы к назначению директоров школ;

финансовая автономия школ.

Проектом акта предусмотрена реализация 12-летней программы для получения полного общего среднего образования и проведения внешнего независимого оценивания по завершению базового среднего образования, что увеличит реальные расходы в части получения среднего образования только с 2027.

Также вводится сертификация педагогов и новая педагогическая должность - помощник ребенка с особыми образовательными потребностями (тьютора).

Целью законопроекта является обеспечение законодательной базы для реформирования системы общего среднего образования, что будет способствовать повышению качества образования и образовательной деятельности, способствовать росту интеллектуального, культурного, духовно-нравственного потенциала общества и личности.

Новости по теме: Школьное образование в Украине ниже среднего

0
не верю

Сюжеты по теме

больше