“Внедрить схемы, заткнуть рот СМИ”. Почему власти обсуждают введение чрезвычайного положения

В последние дни в Украине на слуху - введение чрезвычайного положения из-за пандемии коронавируса

20 мар. 2020,
автор: Волк Анастасия

На данный момент уже в трех областях Украины - Черновицкой, Житомирской и Киевской - действует режим чрезвычайной ситуации (но это другое, нежели чрезвычайное положение). Сам же президент Владимир Зеленской заявлял о том, что вероятно объявление чрезвычайного положения на всей территории Украины.

А затем премьер-министр Денис Шмыгаль поручил разработать законопроект, который позволил бы президенту вводить чрезвычайное положение в стране без согласования Верховной Рады, или вообще дать право органам государственной власти "делегировать" друг другу свои полномочия, что прямо противоречит Конституции. Инициативу Шмыгаля поддержал и министр внутренних дел Украины Арсен Аваков. 

Введение чрезвычайного положения предусматривает очень широкие возможности для власти: ограничивать права и свободы человека. В том числе - отключение интернета и закрытие СМИ.

Какое это имеет отношение к борьбе с коронавирусом - непонятно. Зато понятно, что это может стать инструментом для решения различных политических, коррупционных и бизнес-вопросов.

Также совершенно непонятно на каком основании кто-либо может передать президенту права на введение чрезвычайного положения, если это право закреплено в Конституции за Верховной Радой. И если президент введет режим ЧП без согласования с Радой, то это будет узурпация власти (статья в Уголовном кодексе).

Некоторые политологи высказали мнение, зачем на самом деле власти хотят ввести чрезвычайное положение и чем это обернется для Украины.

Глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что предложение Шмыгаля передать право вводить ЧП президенту - это личная юридическая безграмотность премьер-министра и доказательство того, насколько он все-таки далек от политических и правовых реалий в Украине.

«На данный момент нет таких оснований для того, чтобы вводить ЧП по всей Украине. Самая главная причина - потому что Украина не равномерна. Есть режим чрезвычайной ситуации на Буковине. Это можно понять. Там больше всего заболевших, там, где больше возвращается заробитчан, это одно дело. Другое дело - это восточные регионы, где продолжают свою работу стратегические предприятия. Там таких рисков меньше. Взять то же метро. Его нет во Львове или Черновцах. Но если бы оно там было, можно было бы понять, почему там его хотели бы остановить», - заявил Карасев.

Он также убежден, что если вводить ЧП, то только в чрезвычайных ситуациях, если динамика по заболеваемости будет существенно нарастать и не будет другого выхода.

Руслан Бортник убежден, что во время чрезвычайного положения можно ограничивать большинство свобод человека.

«Это возможность ограничивать политическую деятельность, любую протестную оппозиционную деятельность, закрыть рот СМИ, закрывать неугодные сайты, блокировать доступ к любой информации, которую они сочтут неправильной», - заверил Бортник.

«Это ведь огромный шанс для них. Например, местные выборы можно не проводить, смысла нет никакого. Взамен можно выстроить такую вертикаль власти до самого низа, сделать такую чистку кадров, что когда ЧП закончится, эту вертикаль долгие годы уже никто не сместит. 

Такой риск существует, что под видом борьбы с коронавирусом мы получим диктатуру», - отметил глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Подытоживая можно сказать, что сам факт введения чрезвычайного положения мог бы быть обоснованным, только если бы содержание касалось исключительно медицинских мер, направленных на борьбу с болезнью.

Новости по теме: Шмыгаль с подачи Авакова поручил подготовить закон о передаче полномочий между органами власти

Новости по теме: Из-за пандемии коронавируса в Украине без работы могут остаться около полумиллиона человек

0
не верю

Сюжеты по теме

больше